Диагностика аутизма у детей, ее принципы и необходимость дифференциального подхода

Аутизм является глобальной проблемой. 18 декабря 2007 года Генеральная Ассамблея ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма и отмечается ежегодно, начиная с 2 апреля 2008 года.

Официальный диагноз «аутизм» можно поставить только клинически. Основная ответственность за судьбу аутичного ребенка лежит прежде всего на его родителях. Они должны заподозрить первые признаки аутизма (см. Признаки и симптомы аутизма) своего чада. О наличии у ребенка аутичных черт должны также бить тревогу и педагоги дошкольного и школьного образования. Чем раньше диагностировать проблему аутизма, тем больше шансов адаптировать аутёнка к нормальной жизни.

Диагностика проводится с помощью специальных  тестов: скрининговых (M-CHAT, CARS, ASSQ), диагностических (ADOS, ADI-R, ABC),  и оценка контрольных показателей заболевания (ATEC). Чаще всего используются CARS, M-CHAT и АТЕС. Детально об этих тестах поговорим в следующих статьях (Диагностируем на аутизм — Тест АТЕССкрининговые тесты на аутизм у детей — CARS и M-CHAT).

Принципы диагностики аутизма:

  •  Спектральность аутизма, связана с тем, что  у малыша-аутиста проявляются несколько симптомов.
  •  Симптомы  аутизма  изменяются  с  возрастом  и  уровнем  развития интеллекта ребенка.
  •  Эмпирический  подход, который  основан на  двух современных  международных классификациях психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.)
  •  При проведении диагностики расстройства аутического спектра необходимо изучить развитие ребенка с момента его рождения.
  • Дифференциальный принцип, согласно которого необходимо учитывать разные степени проявления аутизма у детей и  проводить градацию симптоматики  с другими  психическими расстройствами. Это может сделать опытный специалист, работающий в данном направлении.
  •  Диагностика раннего аутизма является важным принципом.  Как упоминалось выше, чем ранее диагностируем аутичность, тем больше шансов вылечить ребенка аутиста
  •  В процессе диагностики аутизма родители и специалисты должны очень тесно сотрудничать и взаимодействовать.

Дети страдают похожими отклонениями в психическом развитии, которые часто путают с аутизмом. Это умственная отсталость, шизофрения,  нарушения зрения и слуха, специфические  нарушения  развития  речи, синдром  Туретта,  синдром  Ландау-Клеффнера,  нарушение  привязанности, дезинтеграционное  нарушение, гиперкинетическое  нарушение  со  стереотипиями и другие нарушения.

Однако, ребенок с умственной отсталостью, в отличие от ребенка больного аутизмом, не имеет проблем с коммуникацией, он вполне нормально играется и игрушками, отсутствуют проблемы с эмоциональным контактом.

Диагноз шизофрения отличается от расстройства аутического спектра наличием у ребенка галлюцинаций и бредовых состояний, и встречается у детей очень редко.

Отличием синдрома аутизма от синдрома Туррета является проявление  множества моторных тиков  и, как минимум одним вокальным или механическим тиком.  Синдром  Ландау-Клеффнера имеет некоторые признаки аутистов, связанные с нарушением речи, однако характеризуется эпилептическими приступами.

Вот почему дифференциальная  диагностика аутистов  имеет высокую важность и должна проводиться командой опытных в данной области медиков – педиатра, логопеда, невропатолога,  психиатра,  психолога.  И знайте, невозможно  поставить диагноз аутизм, наблюдая за ребенком 10-15 минут. Для этого нужны наблюдения ни одного дня, или даже месяца.

Не перечеркивайте  судьбу своего ребенка неправильно поставленным диагнозом. Повторюсь еще раз, чем раньше выявить, тем проще проводить лечение и коррекцию аутизма. (см. далее Лечение аутизма: как помочь малышу-аутисту?)

Оставить ответ