Диагностика аутизма у детей, ее принципы и необходимость дифференциального подхода

Аутизм является глобальной проблемой. 18 декабря 2007 года Генеральная Ассамблея ООН установила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма и отмечается ежегодно, начиная с 2 апреля 2008 года.

Официальный диагноз «аутизм» можно поставить только клинически. Основная ответственность за судьбу аутичного ребенка лежит прежде всего на его родителях. Они должны заподозрить первые признаки аутизма (см. Признаки и симптомы аутизма) своего чада. О наличии у ребенка аутичных черт должны также бить тревогу и педагоги дошкольного и школьного образования. Чем раньше диагностировать проблему аутизма, тем больше шансов адаптировать аутёнка к нормальной жизни.

Диагностика проводится с помощью специальных  тестов: скрининговых (M-CHAT, CARS, ASSQ), диагностических (ADOS, ADI-R, ABC),  и оценка контрольных показателей заболевания (ATEC). Чаще всего используются CARS, M-CHAT и АТЕС. Детально об этих тестах поговорим в следующих статьях (Диагностируем на аутизм — Тест АТЕССкрининговые тесты на аутизм у детей — CARS и M-CHAT).

Принципы диагностики аутизма:

  •  Спектральность аутизма, связана с тем, что  у малыша-аутиста проявляются несколько симптомов.
  •  Симптомы  аутизма  изменяются  с  возрастом  и  уровнем  развития интеллекта ребенка.
  •  Эмпирический  подход, который  основан на  двух современных  международных классификациях психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.)
  •  При проведении диагностики расстройства аутического спектра необходимо изучить развитие ребенка с момента его рождения.
  • Дифференциальный принцип, согласно которого необходимо учитывать разные степени проявления аутизма у детей и  проводить градацию симптоматики  с другими  психическими расстройствами. Это может сделать опытный специалист, работающий в данном направлении.
  •  Диагностика раннего аутизма является важным принципом.  Как упоминалось выше, чем ранее диагностируем аутичность, тем больше шансов вылечить ребенка аутиста
  •  В процессе диагностики аутизма родители и специалисты должны очень тесно сотрудничать и взаимодействовать.

Дети страдают похожими отклонениями в психическом развитии, которые часто путают с аутизмом. Это умственная отсталость, шизофрения,  нарушения зрения и слуха, специфические  нарушения  развития  речи, синдром  Туретта,  синдром  Ландау-Клеффнера,  нарушение  привязанности, дезинтеграционное  нарушение, гиперкинетическое  нарушение  со  стереотипиями и другие нарушения.

Однако, ребенок с умственной отсталостью, в отличие от ребенка больного аутизмом, не имеет проблем с коммуникацией, он вполне нормально играется и игрушками, отсутствуют проблемы с эмоциональным контактом.

Диагноз шизофрения отличается от расстройства аутического спектра наличием у ребенка галлюцинаций и бредовых состояний, и встречается у детей очень редко.

Отличием синдрома аутизма от синдрома Туррета является проявление  множества моторных тиков  и, как минимум одним вокальным или механическим тиком.  Синдром  Ландау-Клеффнера имеет некоторые признаки аутистов, связанные с нарушением речи, однако характеризуется эпилептическими приступами.

Вот почему дифференциальная  диагностика аутистов  имеет высокую важность и должна проводиться командой опытных в данной области медиков – педиатра, логопеда, невропатолога,  психиатра,  психолога.  И знайте, невозможно  поставить диагноз аутизм, наблюдая за ребенком 10-15 минут. Для этого нужны наблюдения ни одного дня, или даже месяца.

Не перечеркивайте  судьбу своего ребенка неправильно поставленным диагнозом. Повторюсь еще раз, чем раньше выявить, тем проще проводить лечение и коррекцию аутизма. (см. далее Лечение аутизма: как помочь малышу-аутисту?)

2 Responses

  1. Юлия

    А если просто задержка речевого развития у ребёнка? Дружит, играет, общается, умный парень. А говорит плохо, до 3 лет общались жестами, условными символами, телепатией (особенно старшая сестрёнка хорошо братика понимает с полуслова) и небольшим набором слов, в 3,5 года появились предложения, часть слов присутствует, часть отсутствует, но прогресс пошёл. Слова склоняет: какой, какая, какую? В голове порядок, а вот язык плохо слушается. Продолжаю грудью кормить. И писается ночью, не просится на горшок. А в целом смышлёнее сверстников.
    Это тоже родовая программа?
    У меня была психотравма во время беременности, стала свидетелем драки между моим отцом и моим мужем, очень испугалась. Этот страх нас с сыном «склеил». Всё сразу перемешалось, да?
    По врачам парня не таскаю, боюсь, что начнут голову чинить. Думаю, что вырастет в своём темпе. Что Вы мне посоветуете?

    • Лиана Димитрошкина

      Знаете, можно, конечно, ждать, что само рассосётся, что вырастет в своём темпе. А можно начать работать с собой. Тем более что есть понимание того, что была значимая травма во время беременности. Это 9-я ступень. И да, безусловно, это связано с вашими отношениями с отцом. Не случайно они с мужем не ладят. Это же не во всех семьях так…
      Можно ждать. А можно поработать с собой. Это ж точно не повредит.

Оставить ответ