Давайте поговорим о симптомах и признаках аутизма. Все мамы, начиная читать эту статью, произвольно посмотрят в сторону своего маленького сокровища. Зададут себе вопрос: не аутист ли мой ребенок? Или скажут про себя утвердительно: нет, мой ребенок точно не аутист. Однако всем мамам стоит продолжить чтение данной статьи. Но предупреждаю сразу: многим малышам свойственны несколько признаков аутизма. Это не значит, что Ваш ребенок болен аутизмом, просто это его характер, его личность, его такое «Я». Вспомните наконец-то себя в детстве. Некоторые признаки и симптомы являются временными. В данном случае паниковать вообще не стоит.
Аутизм не является приобретенным заболеванием. Аутизм – врожденный, он есть у ребенка с рождения. Отмечу, что признаки нарушений очень трудно выявить и диагностировать в период раннего младенчества. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты (см. далее Диагностика аутизма у детей, ее принципы и необходимость дифференциального подхода), которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка. Первые признаки аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет.
Ребенок, который болен аутизмом имеются свои «аутичные черты». Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому по признакам и симптомам выделяют четыре основных группы аутизма: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.
Деткам-аутистам старше двух лет характерны те же симптомы, которые присущи аутятам раннего возраста. Раннему аутизму у детей характерны следующие симптомы:
1. Социальные симптомы.
- Малыш-аутист предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
- Малыш избегает смотреть в глаза (при обращении к нему не смотрит прямо в глаза);
- Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
- Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
- Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
- Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
- В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.
2: Проблемы коммуникации
- Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
- Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
- Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
- Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
- Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
- Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
- Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.
3: Монотонность поведения
- Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
- Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
- Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
- Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
- Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).
В возрасте старше одиннадцати лет дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей, страдающих аутизмом, протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Для такого возраста характерна перестройка не только гормональной сферы, но и головного мозга. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии, иметь тревожные расстройства, приступы эпилепсии. Родители аутистов у своих детей наблюдают стойкое отстаивание позиции, игнорирование советов, просьб от окружающих и близких людей. Школьники-аутисты способны к выполнению социально опасных действий. По этой причине они должны всегда находиться под контролем родителей.
Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы аутизма, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.
Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизмом, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма. К ним относятся: слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие, судороги, ослабленный иммунитет, синдром раздраженного кишечника, рост бактерий и дрожжей в ЖКТ, нарушение функций поджелудочной железы.
Надеюсь данная информация стала полезной для Вас, мои дорогие читатели. Смотрите также мое видео по этой теме — Признаки аутизма у ребенка. Далее поговорим о причинах аутизма.