Программа для аутистов «Floor time»

размещено в: ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА, СВЕЖЕЕ | 0

Программа для Floor Time или «Игровое время» — поведенческий метод лечения аутизма, основанный на методах знании этапов развития ребенка. Методика создана Стенли Гринспаном, американским профессором психиатрии, практикующим на расстройствах аутического спектра и отставания психического развития у детей и подростков.

Данный метод зарекомендовал себя как эффективный, поскольку он учитывает индивидуальные особенности каждого малыша, его можно применять дома, не меняя при этом привычную среду аутиста.

В своем развитии детки проходят шесть стадий развития:

1. Стадия интереса ребенка к миру (достигается примерно к 3-месячному возрасту)

2. Стадия привязанности (к 5-месячному возрасту).

3. Стадия развития двухсторонней коммуникации (к 9-месячному возрасту)

4. Стадия осознания самого себя (к 1,5-летнему возрасту)

5. Стадия эмоциональных идей (к возрасту 2,5 года)

6. Стадия эмоционального мышления (к 4-летнему возрасту).

Ребенок с аутизмом не проходит все 6 стадий развития, а останавливается на какой-то одной. Floor Time вместе с методикой RDI ( ст. Методика взаимоотношений RDI) предполагают прохождение всех стадий развития ребенка. Конечно, все, кто имеет проблему аутизма и читает данную статью, интуитивно посмотрят на 6 стадию развития и обрадуются, но к большому сожалению большинство деток с диагнозом «ранний детский аутизм», не доходят на 6, только до 4 или 5.

В чем суть метода «Игровое время»? В основе метода лежит две противоположные цели: следовать патологическим привычкам и использовать их для привлечения интереса и установления контакта. Пример, берем любимую игрушку, в то время как аутичный ребенок ею играется, и выносим за дверь. Закрываем дверь. Первые разы возможно будет паника, истерика. Но через некоторое время ребенок начнет подходить к двери, ломиться, в нее стучать. В этот важный момент родитель должен указать на дверную ручку, показать как она открывается, постучать, научить говорить «Открой дверь». Родитель должен быть слушателем и зрителем, а также помощником. Если малыш начинает делать другие действия, например, стучать ногой в дверь, бегать от двери и обратно, ходить кругами – не отвлекайте его, не трогайте! Эта реакция означает, что ребенок заинтересован в решении своей проблемы – получить игрушку, находящиеся за дверью.

Во время занятий по программе «Игровое время» нужно добиться, чтобы ребенок вел, а родитель следовал за ним. Этим ребенок утверждает себя как личность. В ходе игры ребенок должен предлагать новые идеи, а терапист их развивать, задавая вопросы, прикидываясь непонимающим. Это побуждает аутенка объяснять. Вмешиваться в процесс нужно, если реакция ребенка прекращается. Гринспан советует, ни в коем случае ребенка не прерывать, даже если он начинает вводить в игру какие-то агрессивные мотивы. Если таким образом ребенок выговаривается, он учится не бояться самого себя и собственных эмоций, учится обыгрывать их и управлять ими таким способом.

Занятия по методике «Игровое время» можно проводить в специальных центрах со специалистами, а можно и дома. Но перед началом нужно получить консультацию тераписта в этом направлении.

На сегодняшний день существует много центров, которые предлагают Floor Time вместе с RDI (ст. Методика взаимоотношений RDI ). С помощью подхода DIR/Floortime, который ориентирован на основные элементы здорового развития, многие дети с диагнозом «расстройство аутистического спектра», «ранний детский аутизм» добились такого улучшения, которое значительно превосходит уровень, именуемый «высокофункциональным аутизмом». Эффективность подхода доказана экспериментально многочисленными исследованиями.

Читайте другие статьи в рубрике «Лечение аутизма»

Оставить ответ